Многие считают барвинок не только символом неувядаемости, но
еще и цветком зависти, и причину такого взгляда Паоло Мантегацца поясняет следующей сказкой.
«Распускаясь первым цветком весною и возвещая весну, как и душистая фиалка, барвинок считал
себя крайне обиженным тем, что все люди и боги обращают внимание на фиалку, а на него
никто, хотя и по изяществу своих листьев и по красоте цветов он нисколько не хуже фиалки,
и если только чего ему в сравнении с ней недостает, то это ее прелестного запаха. И вот
однажды, когда Флора опустилась весною на землю и очарованная обаятельным запахом фиалки
ласкала ее и предлагала придать ей больше росту, чтобы она могла возвышаться над другими
цветами, а не благоухать скромно в тени других растений, вдруг раздался тоненький жалобный
голосок.
— Кто там жалуется? — спросила Флора.
— Это я, — отвечал барвинок.
— Что же тебе надобно, о чем ты плачешь?
— Я плачу о том, что ты, мать цветов, не удостаиваешь меня взглядом и забываешь обо мне,
осыпая в то же время столькими ласками фиалку и делая ей такие лестные для цветка
предложения.
Флора посмотрела на маленькое растеньице, которое совсем не знала, а может быть, и просто
забыла; так как ведь и боги не могут запомнить всех созданных ими существ, и для них есть
толпа без отчества и имени, и спросила:
— А как тебя звать?
— Меня никак не зовут, — ответил барвинок, — у меня еще нет имени.
— В таком случае, что же ты желаешь?
— Я желал бы иметь какой-нибудь такой же тонкий, приятный запах, как фиалка. Дай мне его,
Флора, и я тебе буду очень, очень благодарен.
— Ну, этого, к сожалению, я не могу тебе дать, — ответила Флора. — Чудное это свойство
получает растение в ту минуту, когда оно возникает по повелению Создателя, и передается
ему вместе с первым поцелуем того гения, которому поручено его охранять. Ты же родился без
запаха.
— Ну, так дай же хоть какой-нибудь особый дар, который бы сравнял меня с фиалкой, на
которую я даже несколько похож и цветком, но которую все любят, а меня никто.
— Хорошо, — ответила богиня, — цвети же ты дольше, чем фиалка, цвети даже и тогда, когда
фиалка уже давно будет мертва.
— Благодарю, Флора, это большой дар. Теперь, когда влюбленные будут искать тенистые места
садов и не встретят более фиалки, то, быть может, они обратят внимание и на меня и,
сорвав, пришпилят сделанные из моих цветов букетики к себе на грудь, к бьющимся любовью
сердцам.
— Быть может, — ответила богиня.
— Но вот еще что я тебя попросил бы, — продолжал барвинок, — сделай мои цветы более
крупными, чем цветы фиалки.
— Изволь, и это я могу сделать. Пусть твои цветы будут крупнее цветов фиалки. Величина —
это противоположность глубины. Внешнее расширение — противоположность внутреннему
содержанию.
Тут, сильно раздраженная упрямой настойчивостью маленького растеньица, Флора хотела было
удалиться; но растение, казалось, было еще не совсем удовлетворено.
— Ну, что же тебе еще надо? — сказала Флора. — Ты получишь более крупные, чем у фиалки,
цветы, будешь цвести дольше ее — разве тебе этого не достаточно?
— Нет, Флора, если уже ты ко мне так милостива, то дай мне еще имя — какое-нибудь
название. Ведь без имени я все равно что бродяга.
Вместо того, чтобы рассердиться, Флора только улыбнулась.
— Хорошо, — сказала она, — это довольно легко, — ты будешь называться Pervinca
(победительная), от латинского глагола «побеждаю», так как ты хочешь во что бы то ни стало
победить более скромную и красивую твою соседку. Пусть же имя твое будет выражением твоего
завистливого характера».
И вот с этого-то времени наш барвинок и носит название Pervinca или Vinca, которое затем
перешло и в науку.
|