Мантегацца рассказывает об их происхождении такое грустное
предание:
«Жила-была много лет тому назад в одном итальянском городке бедная женщина. Муж ее был
страшный пьяница, который только и делал, что пропивал то, что зарабатывал, и она одна
должна была выбиваться из сил, чтобы добывать хлеб для пропитания. Но у нее было одно
утешение, скрашивавшее ее горькую жизнь и дававшее ей силу бороться,— малютка Пьеррино.
Она только для него и жила, только им и дышала. Однако злая судьба преследовала ее. Ребенок
заболел и умер. В минуту отчаяния несчастная женщина хотела было лишить себя жизни, но
соседки удержали ее. Затем она схватила горячку, ее отвезли в больницу, и два месяца она
находилась между жизнью и смертью. Но выздоровела, и постепенно время залечило ее душевную
рану.
Она возвратилась к мужу, и опять потянулась горькая, беспросветная жизнь... Не было с нею
ее дорогого мальчика, но она жила скорбью, жила воспоминанием об его смерти. И целью ее
жизни, всех страстных желаний стала мечта пойти в Воскресенье на его могилку и скопить
столько денег, чтобы купить ему железный крест. Она продала для этого свои заветные серьги,
продала венчальное кольцо, но денег все не хватало. Этот чудный, покрытый лаком и эмалью
крест был ее мечтой. И она работала и работала, копила и копила деньги...
А тем временем каждое Воскресенье, каждый праздник она ходила на дорогую могилку и украшала
ее собранными по дороге полевыми цветами, которые, казалось ей, служили общением между нею
и душой дорогого ее ребенка.
Но настали холода, и полевые цветы замерзли, на покупку же в магазине цветов у нее не было
средств. Она просила продать ей в рассрочку, обещая аккуратно платить, но безжалостные
продавцы пожимали только плечами; с той же просьбой она обращалась к богатым людям, но и
те тоже не вняли ее мольбам, и с отчаянием в душе шла она на могилку, а оттуда домой.
И вот, возвращаясь однажды домой, она вдруг вспомнила, что у нее на комоде стоит букет
искусственных цветов, завещанных ей покойной матерью. Букет этот был подарен матери ее
мужем в день свадьбы и приносил ей всю жизнь счастье. А потому, умирая, она передала его
своей дочери, наказав беречь и хранить его и никогда никому не отдавать, так как в нем
залог счастья.
Вот об этом-то букете бедная женщина и вспомнила теперь и решила, несмотря на просьбу
матери никому не отдаваль, все-таки снести его на могилку своего дорогого Пьеррино и
положить вместо полевых цветов.
Прикрыв букет платком и стыдясь богачей, принесших чудные живые цветы на могилы своих
родственников, она донесла его до могилки, положила на нее и, заливаясь слезами, молила у
матери прощения, что поступила вопреки ее воле.
Горючими слезами она оросила и букет, и могилку и горячо молилась Творцу, Целителю душевных
скорбей и Утешителю всех скорбящих. Молясь, она припадала к земле, и ее распущенные волосы
прикрывали почти всю могилку.
И вдруг ее поразило чудо: вся могила была покрыта великолепными, всех цветов живыми
хризантемами, и несшийся от них горьковатый запах как бы говорил, что они посвящены печали
и смерти. Кто их посадил сюда, откуда они взялись — несчастная женщина не могла понять,
тем более что букет искусственных полинялых цветов лежал между ними...
И с тех пор, — заканчивает свой рассказ Мантегацца, — ежегодно цветут на могиле, вокруг
воздвигнутого наконец прекрасного железного креста, эти дивные хризантемы, а бедная мать
льет слезы радости, верит и надеется...»