Легенды и мифы о растениях - Календарь друидов

     У друидов существовал алфавит деревьев. Согласные в этом алфавите представляют собой календарь магических деревьев всех времен года, и все деревья фигурируют в европейском фольклоре.

     Первое дерево в алфавите - береза. Березовые ветки используют по всей Европе, чтобы снять путы или отстегать преступников - раньше лунатиков - для изгнания злых духов. Ветками березы по сельскому обычаю прогоняли Духа Прошлого Года. Римские ликторы носили с собой березовые ветки во время введения в должность консулов как раз в это же время года. Береза - это дерево начала. В общем-то, из лесных деревьев, если не считать таинственной бузины, она распускается первая, а в Скандинавии свежие листочки березы определяют начало сельскохозяйственного года, потому что с их появлением фермеры сеют весной зерно. Первый месяц наступает сразу после зимнего солнцестояния, когда дни начинают понемногу увеличиваться.

     Второе дерево - рябина (дерево жизни). Круг, застеленный бычьими шкурами и огороженный плетнем из рябиновых веток, друиды использовали как последнее средство, чтобы заставить демонов отвечать на трудные вопросы, - отсюда ирландское выражение "идти по ветви знаний", то есть сделать все ради получения информации. Рябину довольно часто сажают на Британских островах как защиту от молний и ведьмовства любого рода, например, заколдованную лошадь может привести в чувство лишь рябиновая ветка. В древней Ирландии костры из рябины зажигались друидами противостоящих воинств, и заклинания, которые произносились над ними, должны были призвать духов на помощь в битве. В ирландском сказании о Фраоте ягоды волшебной рябины, которую стережет дракон, могли заменить девять трапез, но также они лечили раненых и добавляли год к жизни человека. В сказании о Диармойде и Грайне ягоды рябины вместе с яблоками и орехами описаны как пища богов. " Второй месяц начинался 21 января и заканчивался 17 февраля. На его середину (2 февраля) приходится важный кельтский праздник - теперь: Сретение. Он знаменовал оживание года и был первым из четырех дней, в которые британские ведьмы справляли свои шабаши. Остальные приходились на канун мая (Вальпургиева ночь), праздник урожая (2 августа) и канун Дня Всех Святых, когда год подходил к концу. Эти дни соответствуют четырем великим ирландским праздникам огня, упомянутым Кормаком, архиепископом Кашеля. В Ирландии и Шотландии 2 февраля - день святой Бригиты, бывшей Белой Богини, оживляющей Тройственной Музы.

     Третье дерево - ясень. В Греции ясень был посвящен Посейдону, второму богу из ахейской троицы, да и Мелии, или нимфы ясеня, весьма почитались. В Ирландии дерево Торту, дерево Дати и ветвистое дерево Уснеха - три из пяти магических деревьев, которые срубили в 665 году нашей эры, утверждая победу христианства над язычеством, - были ясенями. Потомок священного дерева Гривны, тоже ясень, все еще рос в девятнадцатом веке в Киллуре. Он защищал от участи утопленника, и эмигранты, плывшие в Америку после картофельного голода, брали с собой кусочки его коры. В британском фольклоре ясень - дерево возрождения. Гилберт Уайт описывает в своей "Истории Селбурна", как голых ребятишек проводили на рассвете через расщепленный ясень, чтобы вылечить грыжу. Этот обычай сохранился в отдаленных районах Англии до 1830 года. Палочка друидов с рисунком в виде спирали, найденная недавно в Англии и датируемая началом первого века нашей эры, - тоже из ясеня. В древнем Уэльсе и древней Ирландии все весла и перекладины делались из ясеня. Ясеневыми были и прутья для понукания лошадей, разве что порой пользовались грозным тисом. Ясень - дерево морского могущества или силы, обитающей в воде. Третий месяц - это месяц паводков, начинается он 18 февраля и заканчивается 17 марта.

     Четвертое дерево - ольха, дерево Брана. В ирландской "Песне лесных деревьев", считающейся творением Ойсина, ольха описана как "самая воинственная колдунья из всех, как дерево - самое горячее в битве". Хотя ольху плохо жечь в костре, так же как иву, тополь и орех, ее очень ценят за древесный уголь, а ее связь с огнем очевидна в "Сказании о Бранвен", где Гверна (ольху), сына сестры Брана, сжигают в костре. В сельских районах Ирландии за рубку священной ольхи можно поплатиться сожженным домом. Ольха также защищает от разрушающей силы воды, ее немного клейкие листочки дольше других сопротивляются зимним дождям, а сама древесина не гниет очень долго, если из нее сделать сосуды для воды или сваи. Биржа в Венеции стоит на сваях из ольхи, подобно нескольким средневековым соборам. Ольху любят за то, что она дает три замечательные краски: красную можно получить из коры, зеленую - из цветов и коричневую - из молодых веточек; эти три цвета символизируют огонь, воду и землю. Одна из причин обожествления ольхи заключается в том, что, когда ольху срубают, древесина, сначала белая, становится красной, словно истекает кровью, как человек. Зеленая краска ассоциируется с зелеными одеждами фей в британском фольклоре. Четвертый месяц начинался 18 марта, когда зацветала ольха, и заканчивался 14 апреля, и его отличительная черта - осушение весенним солнцем потоков из растаявшего снега. На этот же период приходится весеннее равноденствие, когда дни становятся длиннее ночей и солнце обретает силу.

     Пятое дерево - ива, которая в Греции являлась священным деревом Гекаты, Цирцеи, Геры и Персефоны и очень почиталась колдуньями. Ее связь с колдуньями так сильна в Северной Европе, что слова witch (колдунья, ведьма) и wicked, (нечистый) произошли от одного древнего слова, обозначавшего иву, которое, кроме того, дало wicker (ветки для плетения). "Ведьминское помело" в английских деревнях все еще делается из веток ясеня, березы и ивы. Береза нужна, потому что отгоняет злых духов, застревающих в метле, ясень - чтобы не утонуть (ведьма совершенно беззащитна, если у нее отобрать помело и бросить ее в воду), а ива - в честь богини Гекаты. Ива - дерево колдовское и пятое по счету. Число пять (V) - священное число римской богини луны Минервы. Месяц начинался 15 апреля и заканчивался 12 мая, и первый день мая, известный оргиастическим праздником и обладающей колдовской силой росой, приходился на его середину. Возможно, что обычай носить ивовые ветки в вербное воскресенье, которое бывает в начале апреля, - традиционно определяет начало ивового месяца.

     Шестое дерево - боярышник, который получил свое название от месяца мая. В общем-то, это несчастливое дерево, и имя, под которым оно появилось в "Irish Brehon Laws", sceith, очевидно связано с индоевропейским корнем sceath или sceth, означающим "вред". Отсюда - английское scathe и греческое a-scethes (невредимый). В Древней Греции, как в Британии, это был месяц, в который люди одевались в старые одежды, - обычай, зафиксированный в поговорке: "Заплату пришивать - май пугать", означающей "не надо надевать новую одежду в несчастливый месяц", и совсем необязательно, что это имеет отношение к переменчивой английской погоде. Подобная поговорка существует и в Северной Испании, где после Пасхи погода устойчивая. Выкорчевывание старого боярышника связано в Ирландии с великой опасностью. В результате можно потерять весь скот, всех детей и лишиться всех денег. Боярышник, таким образом, - дерево воздержанности. Месяц начинается 13 мая, когда боярышник только зацветает, и заканчивается 9 июня.

     Седьмое дерево - дуб, дерево Зевса, Юпитера, Геракла, Дагды (главного из древних ирландских богов), Тора и всех остальных богов-громовержцев. Середина лета - время цветения дуба, который является деревом стойкости и успеха и подобно ясеню, как считается, "притягивает к себе молнию". Его корни уходят в землю так же глубоко, как высоко он поднимается в небо, писал Вергилий, отчего дуб представляется символом бога, законы которого одинаково непреложны для небесного и подземного миров. Бог-ясень Посейдон и бог-дуб Зевс в древности были оба вооружены молниями, но потом молния Посейдона превратилась в трезубец, и Зевс единственный сохранил право повелевать молниями. Месяц, взявший имя у бога-дуба Юпитера, начинался 10 июня и заканчивался 7 июля. Посередине день святого Иоанна - 24 июня, то есть день, в который царя-дуба сжигали заживо, принося его в жертву. Кельтский год был поделен надвое, и вторая половина начиналась в июле, очевидно, после семидневного оплакивания, или поминального пира в честь царя-дуба.

      Восьмое дерево - падуб, который цветет в июле. Падуб впервые появляется в ирландском "Сказании о Гавейне и Зеленом Рыцаре". Зеленый Рыцарь - это бессмертный великан с дубинкой из падуба. Он и сэр Гавейн, который в ирландской версии появляется как Кухулин, типичный Геракл, заключают соглашение, что по очереди обезглавят друг друга в день середины зимы и середины лета, - но рыцарь-падуб жалеет короля-дуба. В "Женитьбе сэра Гавейна", балладе Робин Гуда, король Артур, обосновавшийся в Карлайле, говорит:

 
...Когда болото я прошел, 
То встретил даму, 
Она в одеждах алых там сидела
Меж падубом и дубом. 

Эта дама, имя которой не названо, была богиней Крайтилад, из-за которой в валлийском мифе рыцарь-дуб и рыцарь- падуб будут сражаться каждый первый день мая до самого Страшного Суда. Падуб властен над восьмым месяцем, и восемь как число возрастания отлично подходит месяцу уборки урожая, который начинается 8 июля и заканчивается 4 августа.

     Девятое дерево - орех. Время - сбор урожая орехов. Орех в кельтской легенде всегда символ концентрированной мудрости: нечто прекрасное, емкое и значительное, заключенное в скорлупе, как мы говорим: "Крепкий орешек". В Англии раздвоенная ореховая ветка вплоть до семнадцатого века использовалась не только для отыскания спрятанных сокровищ или подземных вод, как теперь, но и для определения убийцы и вора.

     Десятое дерево - виноградная лоза в сезон сбора винограда. Виноградная лоза не испокон веку росла на Британских островах, но изображение ее часто встречается в искусстве бронзового века в Британии. Возможно, данайцы привезли и виноград, и его символику на север. Он давал неплохой урожай на некоторых южных склонах холмов. Однако он не был диким растением, и пришлось использовать взамен ежевику: сезон урожая, цвет ягод и форма листьев совпадали, да и вино из ежевики получается крепкое. Во всех кельтских странах запрещалось есть ягоды ежевики, хотя они вкусные и сочные. В Бретани причина проста - из-за фей. На Майорке объяснение другое. Ежевика выбрана для тернового венца, и ее ягоды - кровь Иисуса. Месяц начинается 2 сентября и заканчивается 29 сентября, включая в себя осеннее равноденствие.

     Одиннадцатое дерево - плющ. Октябрь - время вакханалий во Фракии и Фессалии, когда напившиеся бассариды носились по горам, размахивая ветками пихты царицы Артемиды , перевитыми плющом с желтыми ягодами, и прославляли Диониса. Не только Дионису, но и Осирису был посвящен плющ. Виноградная лоза и плющ стоят рядом в поворотной точке года, и оба означают возрождение. В Англии плющ всегда служил знаком таверны, где подают вино. В некоторых местах Англии последний сноп обычно связывали плющом Осириса и называли Урожайной Девой, Урожайной Невестой или Девой-Плющом. Крестьянин, который позже других управился с урожаем, получал в наказание Деву-Плющ - знак неудачи до конца года. Таким образом, плющ стал означать "карга", "сварливая жена", с учетом еще и того, что плющ к тому же обвивает деревья. Месяц плюща начинается 30 сентября и заканчивается 27 октября.

     Двенадцатое дерево калина, но раньше им был камыш, который срезают в ноябре. Камыш-пушница, растущий из толстого корня, как дерево был древним символом царственности в Восточном Средиземноморье. Из камыша делают стрелы, поэтому он принадлежал фараону, живущему на земле богу-солнцу, который расстреливал эти стрелы во всех направлениях в подтверждение своей царственности. Число двенадцать означает укрепившуюся власть, что подтверждается ирландским обычаем крыть крышу камышом: дом не дом, пока нет крыши. Месяц начинается 28 октября и заканчивается 24 ноября.

     Тринадцатое дерево - бузина, которая растет возле воды, ассоциируется с ведьмами и чьи ягоды остаются на ветках до середины декабря. В Британии существует давнее суеверие, что если положить ребенка в люльку из бузины, он зачахнет или весь покроется синяками от щипков фей. Для колыбелей традиционно используют березу, дерево начала, которое отгоняет злых духов. В английском фольклоре жечь в очаге бузину значило "звать в дом дьявола". Бузина - дерево мрачное, отсюда неудачное число тринадцать. Месяц бузины начинается 25 ноября и заканчивается зимним солнцестоянием 22 декабря.

 
 
 
Hosted by uCoz