|
Легенды и мифы о растениях - Календарь друидов |
У друидов существовал алфавит деревьев. Согласные
в этом алфавите представляют собой календарь магических деревьев всех времен
года, и все деревья фигурируют в европейском фольклоре.
Первое дерево в алфавите - береза. Березовые
ветки используют по всей Европе, чтобы снять путы или отстегать преступников -
раньше лунатиков - для изгнания злых духов. Ветками березы по сельскому обычаю
прогоняли Духа Прошлого Года. Римские ликторы носили с собой березовые ветки во
время введения в должность консулов как раз в это же время года. Береза - это
дерево начала. В общем-то, из лесных деревьев, если не считать таинственной
бузины, она распускается первая, а в Скандинавии свежие листочки березы
определяют начало сельскохозяйственного года, потому что с их появлением
фермеры сеют весной зерно. Первый месяц наступает сразу после зимнего
солнцестояния, когда дни начинают понемногу увеличиваться.
Второе дерево - рябина (дерево жизни). Круг,
застеленный бычьими шкурами и огороженный плетнем из рябиновых веток, друиды
использовали как последнее средство, чтобы заставить демонов отвечать на
трудные вопросы, - отсюда ирландское выражение "идти по ветви знаний", то есть
сделать все ради получения информации. Рябину довольно часто сажают на
Британских островах как защиту от молний и ведьмовства любого рода, например,
заколдованную лошадь может привести в чувство лишь рябиновая ветка. В древней
Ирландии костры из рябины зажигались друидами противостоящих воинств, и
заклинания, которые произносились над ними, должны были призвать духов на
помощь в битве. В ирландском сказании о Фраоте ягоды волшебной рябины, которую
стережет дракон, могли заменить девять трапез, но также они лечили раненых и
добавляли год к жизни человека. В сказании о Диармойде и Грайне ягоды рябины
вместе с яблоками и орехами описаны как пища богов. " Второй месяц начинался 21
января и заканчивался 17 февраля. На его середину (2 февраля) приходится важный
кельтский праздник - теперь: Сретение. Он знаменовал оживание года и был первым
из четырех дней, в которые британские ведьмы справляли свои шабаши. Остальные
приходились на канун мая (Вальпургиева ночь), праздник урожая (2 августа) и
канун Дня Всех Святых, когда год подходил к концу. Эти дни соответствуют
четырем великим ирландским праздникам огня, упомянутым Кормаком, архиепископом
Кашеля. В Ирландии и Шотландии 2 февраля - день святой Бригиты, бывшей Белой
Богини, оживляющей Тройственной Музы.
Третье дерево - ясень. В Греции ясень был
посвящен Посейдону, второму богу из ахейской троицы, да и Мелии, или нимфы
ясеня, весьма почитались. В Ирландии дерево Торту, дерево Дати и ветвистое
дерево Уснеха - три из пяти магических деревьев, которые срубили в 665 году
нашей эры, утверждая победу христианства над язычеством, - были ясенями.
Потомок священного дерева Гривны, тоже ясень, все еще рос в девятнадцатом веке
в Киллуре. Он защищал от участи утопленника, и эмигранты, плывшие в Америку
после картофельного голода, брали с собой кусочки его коры. В британском
фольклоре ясень - дерево возрождения. Гилберт Уайт описывает в своей "Истории
Селбурна", как голых ребятишек проводили на рассвете через расщепленный ясень,
чтобы вылечить грыжу. Этот обычай сохранился в отдаленных районах Англии до
1830 года. Палочка друидов с рисунком в виде спирали, найденная недавно в
Англии и датируемая началом первого века нашей эры, - тоже из ясеня. В древнем
Уэльсе и древней Ирландии все весла и перекладины делались из ясеня. Ясеневыми
были и прутья для понукания лошадей, разве что порой пользовались грозным
тисом. Ясень - дерево морского могущества или силы, обитающей в воде. Третий
месяц - это месяц паводков, начинается он 18 февраля и заканчивается 17 марта.
Четвертое дерево - ольха, дерево Брана. В
ирландской "Песне лесных деревьев", считающейся творением Ойсина, ольха описана
как "самая воинственная колдунья из всех, как дерево - самое горячее в битве".
Хотя ольху плохо жечь в костре, так же как иву, тополь и орех, ее очень ценят
за древесный уголь, а ее связь с огнем очевидна в "Сказании о Бранвен", где
Гверна (ольху), сына сестры Брана, сжигают в костре. В сельских районах
Ирландии за рубку священной ольхи можно поплатиться сожженным домом. Ольха
также защищает от разрушающей силы воды, ее немного клейкие листочки дольше
других сопротивляются зимним дождям, а сама древесина не гниет очень долго,
если из нее сделать сосуды для воды или сваи. Биржа в Венеции стоит на сваях
из ольхи, подобно нескольким средневековым соборам. Ольху любят за то, что она
дает три замечательные краски: красную можно получить из коры, зеленую - из
цветов и коричневую - из молодых веточек; эти три цвета символизируют огонь,
воду и землю. Одна из причин обожествления ольхи заключается в том, что, когда
ольху срубают, древесина, сначала белая, становится красной, словно истекает
кровью, как человек. Зеленая краска ассоциируется с зелеными одеждами фей в
британском фольклоре. Четвертый месяц начинался 18 марта, когда зацветала
ольха, и заканчивался 14 апреля, и его отличительная черта - осушение весенним
солнцем потоков из растаявшего снега. На этот же период приходится весеннее
равноденствие, когда дни становятся длиннее ночей и солнце обретает силу.
Пятое дерево - ива, которая в Греции являлась
священным деревом Гекаты, Цирцеи, Геры и Персефоны и очень почиталась
колдуньями. Ее связь с колдуньями так сильна в Северной Европе, что слова witch
(колдунья, ведьма) и wicked, (нечистый) произошли от одного древнего слова,
обозначавшего иву, которое, кроме того, дало wicker (ветки для плетения).
"Ведьминское помело" в английских деревнях все еще делается из веток ясеня,
березы и ивы. Береза нужна, потому что отгоняет злых духов, застревающих в
метле, ясень - чтобы не утонуть (ведьма совершенно беззащитна, если у нее
отобрать помело и бросить ее в воду), а ива - в честь богини Гекаты. Ива -
дерево колдовское и пятое по счету. Число пять (V) - священное число римской
богини луны Минервы. Месяц начинался 15 апреля и заканчивался 12 мая, и первый
день мая, известный оргиастическим праздником и обладающей колдовской силой
росой, приходился на его середину. Возможно, что обычай носить ивовые ветки в
вербное воскресенье, которое бывает в начале апреля, - традиционно определяет
начало ивового месяца.
Шестое дерево - боярышник, который получил свое
название от месяца мая. В общем-то, это несчастливое дерево, и имя, под которым
оно появилось в "Irish Brehon Laws", sceith, очевидно связано с индоевропейским
корнем sceath или sceth, означающим "вред". Отсюда - английское scathe и
греческое a-scethes (невредимый). В Древней Греции, как в Британии, это был
месяц, в который люди одевались в старые одежды, - обычай, зафиксированный в
поговорке: "Заплату пришивать - май пугать", означающей "не надо надевать новую
одежду в несчастливый месяц", и совсем необязательно, что это имеет отношение к
переменчивой английской погоде. Подобная поговорка существует и в Северной
Испании, где после Пасхи погода устойчивая. Выкорчевывание старого боярышника
связано в Ирландии с великой опасностью. В результате можно потерять весь
скот, всех детей и лишиться всех денег. Боярышник, таким образом, - дерево
воздержанности. Месяц начинается 13 мая, когда боярышник только зацветает, и
заканчивается 9 июня.
Седьмое дерево - дуб, дерево Зевса, Юпитера,
Геракла, Дагды (главного из древних ирландских богов), Тора и всех остальных
богов-громовержцев. Середина лета - время цветения дуба, который является
деревом стойкости и успеха и подобно ясеню, как считается, "притягивает к себе
молнию". Его корни уходят в землю так же глубоко, как высоко он поднимается в
небо, писал Вергилий, отчего дуб представляется символом бога, законы которого
одинаково непреложны для небесного и подземного миров. Бог-ясень Посейдон и
бог-дуб Зевс в древности были оба вооружены молниями, но потом молния
Посейдона превратилась в трезубец, и Зевс единственный сохранил право
повелевать молниями. Месяц, взявший имя у бога-дуба Юпитера, начинался 10 июня
и заканчивался 7 июля. Посередине день святого Иоанна - 24 июня, то есть день,
в который царя-дуба сжигали заживо, принося его в жертву. Кельтский год был
поделен надвое, и вторая половина начиналась в июле, очевидно, после
семидневного оплакивания, или поминального пира в честь царя-дуба.
Восьмое дерево - падуб, который цветет в июле. Падуб впервые появляется в
ирландском "Сказании о Гавейне и Зеленом Рыцаре". Зеленый Рыцарь - это
бессмертный великан с дубинкой из падуба. Он и сэр Гавейн, который в ирландской
версии появляется как Кухулин, типичный Геракл, заключают соглашение, что по
очереди обезглавят друг друга в день середины зимы и середины лета, - но
рыцарь-падуб жалеет короля-дуба. В "Женитьбе сэра Гавейна", балладе Робин Гуда,
король Артур, обосновавшийся в Карлайле, говорит:
...Когда болото я прошел,
То встретил даму,
Она в одеждах алых там сидела
Меж падубом и дубом.
Эта дама, имя которой не названо, была богиней Крайтилад, из-за которой в
валлийском мифе рыцарь-дуб и рыцарь- падуб будут сражаться каждый первый день
мая до самого Страшного Суда. Падуб властен над восьмым месяцем, и восемь как
число возрастания отлично подходит месяцу уборки урожая, который начинается 8
июля и заканчивается 4 августа.
Девятое дерево - орех. Время - сбор урожая
орехов. Орех в кельтской легенде всегда символ концентрированной мудрости:
нечто прекрасное, емкое и значительное, заключенное в скорлупе, как мы
говорим: "Крепкий орешек". В Англии раздвоенная ореховая ветка вплоть до
семнадцатого века использовалась не только для отыскания спрятанных сокровищ
или подземных вод, как теперь, но и для определения убийцы и вора.
Десятое дерево - виноградная лоза в сезон сбора
винограда. Виноградная лоза не испокон веку росла на Британских островах, но
изображение ее часто встречается в искусстве бронзового века в Британии.
Возможно, данайцы привезли и виноград, и его символику на север. Он давал
неплохой урожай на некоторых южных склонах холмов. Однако он не был диким
растением, и пришлось использовать взамен ежевику: сезон урожая, цвет ягод и
форма листьев совпадали, да и вино из ежевики получается крепкое. Во всех
кельтских странах запрещалось есть ягоды ежевики, хотя они вкусные и сочные.
В Бретани причина проста - из-за фей. На Майорке объяснение другое. Ежевика
выбрана для тернового венца, и ее ягоды - кровь Иисуса. Месяц начинается 2
сентября и заканчивается 29 сентября, включая в себя осеннее равноденствие.
Одиннадцатое дерево - плющ. Октябрь - время
вакханалий во Фракии и Фессалии, когда напившиеся бассариды носились по горам,
размахивая ветками пихты царицы Артемиды , перевитыми плющом с желтыми ягодами,
и прославляли Диониса. Не только Дионису, но и Осирису был посвящен плющ.
Виноградная лоза и плющ стоят рядом в поворотной точке года, и оба означают
возрождение. В Англии плющ всегда служил знаком таверны, где подают вино. В
некоторых местах Англии последний сноп обычно связывали плющом Осириса и
называли Урожайной Девой, Урожайной Невестой или Девой-Плющом. Крестьянин,
который позже других управился с урожаем, получал в наказание Деву-Плющ - знак
неудачи до конца года. Таким образом, плющ стал означать "карга", "сварливая
жена", с учетом еще и того, что плющ к тому же обвивает деревья. Месяц плюща
начинается 30 сентября и заканчивается 27 октября.
Двенадцатое дерево калина, но раньше им был
камыш, который срезают в ноябре. Камыш-пушница, растущий из толстого корня, как
дерево был древним символом царственности в Восточном Средиземноморье. Из
камыша делают стрелы, поэтому он принадлежал фараону, живущему на земле
богу-солнцу, который расстреливал эти стрелы во всех направлениях в
подтверждение своей царственности. Число двенадцать означает укрепившуюся
власть, что подтверждается ирландским обычаем крыть крышу камышом: дом не дом,
пока нет крыши. Месяц начинается 28 октября и заканчивается 24 ноября.
Тринадцатое дерево - бузина, которая растет возле
воды, ассоциируется с ведьмами и чьи ягоды остаются на ветках до середины
декабря. В Британии существует давнее суеверие, что если положить ребенка в
люльку из бузины, он зачахнет или весь покроется синяками от щипков фей. Для
колыбелей традиционно используют березу, дерево начала, которое отгоняет злых
духов. В английском фольклоре жечь в очаге бузину значило "звать в дом дьявола".
Бузина - дерево мрачное, отсюда неудачное число тринадцать. Месяц бузины
начинается 25 ноября и заканчивается зимним солнцестоянием 22 декабря.
|
|
|
|
|